"Тело никогда не лжет".
Марта Грэм
Скачать презентацию об истории ТДТ
Танцевально-двигательная терапия – это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Именно в психосоматическом единстве заключена основная суть человека. Ведь тело – это самое правдивое зеркало души. Наши переживания, проблемы, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях, а точнее - в мышечных блоках, зажимах и ограничениях. Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию и делая акцент на осознанное движение,снимает мышечные блоки, помогает полному выражению и раскрытию нашего внутреннего «я», а также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности.
Скажи мне, как ты двигаешься, и я скажу, что ты сейчас чувствуешь.
Истоки танцевально-двигательной терапии стоит искать в древних цивилизациях, где танец – был одним из главных способов самовыражения человека и коммуникации с окружающим миром. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?»
В начале ХХ века важную роль в понимании и интерпретации танца сыграли Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мэри Вигман, Марта Грэм. Находясь в авангарде танцевального искусства, они во многом опережали свое время. Отказавшись от классического понимания танца, подчиненного строгой технике, они настаивали на выражении индивидуальности и творческой свободы личности посредством танца. Они полагали, что полностью вовлекая себя в танец, мы обращаемся к тайникам своей души, учимся заново слушать и понимать свое тело, а значит, раскрываем себя во всей целостности и глубине.
Как самостоятельное направление в психотерапии танцевально-двигательная терапия стала формироваться благодаря бурному развитию психоаналитических школ: психоанализу З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга. К 40-50-м годам ХХвека психоаналитические направления довольно прочно укрепились в психотерапии как альтернатива гипнозу. Появилось множество различных школ, которые, опровергая или развивая основные идеи классической школы психоанализа, вносили огромный вклад в общее понимание психологических законов. Особенное значение имеет учение Вильгельма Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Будучи одним из самых талантливых учеников З. Фрейда он первым среди аналитиков обратил внимание не только на то что говорит пациент, но и прежде всего - как говорит. Райхсчитал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а концентрируются в мышцах и проявляются в виде мышечных блоков. Они, оставаясь в теле годами, образуют мышечный панцирь и влияют на формирование общего эмоционального состояния человека. Для борьбы с мышечными зажимами Райхпервым предложил использовать не только вербальный анализ. Его методика призвана быланепосредственно воздействовать на мышечные блоки и освободить скрытые в них эмоции, чтобы на этой основевозможно было анализировать ситуации, поступки и отношения с людьми, послужившие причиной переживаний. Сегодня танцевально-двигательная терапия обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы.
Наши переживания, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях.
Системное понимание принципов движения и способы анализа движения были впервые сформулированы Рудольфом фон Лабаном и Ирмгард Бартениефф. Австрийский танцовщик, хореограф и философ Рудольф фон Лабан был выдающимся педагогом, который претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, позволяющий максимально раскрыть индивидуальные особенности каждого танцовщика. Он создал специальную систему записи и описания каждого человеческого движения (подобно нотам для записи музыки), которая в настоящее время активно используется в хореографии и является теоретической основой и способом анализа и диагностики в танцевально-двигательной терапии – так называемый Лабан-анализ (LMA).
Система Рудольфа фон Лабана была расширена и углублена его ученицей Ирмгард Бартениефф. Спасаясь от нацистской Германии, в 1936 году Ирмгард эмигрировала в США, где она работала физиотерапевтом с различного рода пациентами, в частности с больными полиомиелитом. Наблюдения и практика работы со страдающими от подобного недуга пациентамипозволили ей создать собственную систему упражнений (основы Бартениефф – BF), сочетающую в себе Лабан-анализ и принципы неврологии и анатомии. Ирмгард Бартениефф сделала основной акцент на гармонизирующем движении и технике экономичного использования тела в движении. Неслучайно, наряду с клинической практикой Бартениефф обучала танцоров, хореографов, психологов, танц-терапевтов, антропологов.
Отдельного внимания заслуживают такие имена, как Мэриан Чейс, Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак. Имея собственную студию, Мэриан Чейс впервые стала использовать танец как метод психотерапии. В процессе обучения студентов она заметила, насколько сильно они меняются во время танца, становясь более целостными и гармоничными. Существует даже легенда, что необыкновенный терапевтический эффект от ее занятий был замечен психотерапевтами, которые стали отправлять к ней на лечение своих пациентов. В 1946 году Мэриан Чейс была приглашена на работу в психиатрическую клинику Св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия, где в тесном сотрудничестве с психиатрами родился ее метод, получивший национальное признание. Именно эту дату можно считать днем рождения танцевально-двигательной терапии. Кстати, клиника Св. Элизабет до сих пор помнит славу Мэриан Чейс и считается одним из самых гуманных и передовых лечебных учреждений США.
«Вся видимая вселенная – это Движение».
Рудольф фон Лабан
Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак также признавали единство души и тела. Хотя каждая из них разрабатывала свой собственный метод, все они использовали танец как средство раскрытия спрятанных чувств, проявления индивидуальности, обретения целостности и полноты жизненных ощущений.
В России танцевально-двигательная терапия появилась в 90-х годы ХХ века и изначально развивалась как вид программы личностного роста для взрослых. Сейчас она выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился и круг ее применения, начиная от разнообразных программ для взрослых (программы личностного роста, борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства и проч.).
В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA). В 2009 году в Москве в Институте Практической Психологии и Психоанализа была открыта первая в России кафедра танцевально-двигательной психотерапии, которую возглавляет президент российской Ассоциации танцевально-двигательной терапии Ирина Бирюкова. И вот уже более 15 лет в программу московского Института Практической Психологии и Психоанализа включен 3-летний курс по танцевально-двигательной терапии с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.