«Перспективы применения методов танцевально-двигательной терапии онлайн для развития кинестетической эмпатии психолога»
Авторы: Бомбина И.А., Дидигова Я.А., Шпакова В.В.
Статья опубликована в сборнике материалов IV международной научно-практической конференции (14–15 декабря 2023 года) “Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация"
«Использование методов танцевально-двигательной терапии в поддержке развития эмоционального интеллекта детей»
Автор: Бомбина И.А
Статья опубликована в сборнике материалов III международной научно-практической конференции (8–9 декабря 2022 года) “Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация”
На вопросы отвечают: Александра Налетова - танце-терапевт, Мария Дугина - специалист в области практики фэйсвелнес, психодрама-терапевт.
Интервью для журнала Cosmo психология 2012г.
1. Бывает ли так, что мы хотим выглядеть красивыми и уверенными в себе, а тело подает совершенно другие сигналы? Это говорит о нарушении связи с собственным телом? Почему она нас «выдает»? Какие сигналы вообще может подавать тело?
Мы часто контролируем свое тело, подчиняем его, придумывая для него вид, позу, положение, и в этом случае наш фокус находится во вне. И реже, мы задумываемся о том, что хочет само тело. И, когда сигналы тела долгое время остаются без ответа, незамеченными, то тело начинает «мстить»: происходит конфликт, нарушение контакта, связи со своим телом.
И тогда, жизнь тела, его потребности выдвигаются на передний план, тот самый внутренний фокус, который мы не замечали, становится от отчаяния очень заметным, зачастую в виде физического симптома. И, возможно, недуг – это сигнал тела, которое о чем- то кричит, хочет рассказать какую-то историю. И это сигнал, для того, чтобы остановится и услышать, что мое тело хочет сказать.
Проявить заботу о своем теле, к его ощущениям, чувствам, потребностям.
И, каждый раз, когда мы думает, что нужно сесть определенным образом, потому что красиво, необходимо, задумайтесь, а хочет ли ваше тело сейчас это напряжение, готово ли оно встроиться в эту игру вместе с вами.
Безусловно, в условиях современной жизни, для тела существует множество ограничений и с течением жизни, двигательный диапазон движений человека сужается, и мы все дальше удаляемся от детской непосредственности, спонтанности, от жизни тела. Мы навязываем себе определенные стереотипы, ограничивая, тем самым, свой диапазон телесных возможностей и ресурсов.
Когда мы думаем за тело, какую форму или вид ему следует принять, постоянно сдерживаем и держим в ограниченных рамках, важно помнить, что это не останется безответным.
Поэтому, хотя бы иногда слушайте свое тело, давайте ему возможность высказываться, приглашайте его к диалогу.
2.Что скажет больше о человеке больше – его лицо или его поза и жесты?
Все зависит от качества внимания наблюдающего. На людях принято «держать лицо» и держать спину прямо. Порой поза бывает очень иллюстрирована, но целиком человека видно не всегда, ноги чаще всего прячутся под столом, а руки стремятся занять себя ручкой, телефоном, сигаретой, бокалом. В лице, в позе, в движениях человека мы можем считывать не только настроение и реакцию на текущую ситуацию, но и эмоции, переживаемые человеком наиболее часто – именно они формируют некую «застывшесть» в теле и, особенно в выражении лица, в гневной, скорбящей, удивленной маске.
3.Что делать, чтобы наладить нарушенную связь?
Слушать себя. Просто чувствовать, что происходит в лице, в теле в данную минуту. Проявлять внимание к своему телу, осознавать свою позу, удобная ли она? Понаблюдать за ощущениями: одни части тела теплее, другие холоднее, одни наиболее напряженные, другие более расслабленные, некоторые телесные сигналы слышны явственно, другие – едва уловимы. Побудьте некоторое время во внимании к своему телу. Представьте, что вы наконец- то встретились с очень любимым и важным для вас существом, просто выслушайте его. Прежде, чем бросаться что-то «делать», остановитесь и прислушайтесь. Сижу я, например, за компьютером. Что происходит? Внимание витает где-то неизмеримо далеко, а тело мешком сложилось на стуле? Я выныриваю, возвращаю часть внимания телу – и понимаю, что давно не выдыхала, к примеру, или что нога затекла. И я меняю позу, выдыхаю, и наблюдаю чудесный момент единения. Идите в него через удовольствие.
Существует множество практик, которые помогают восстановить дальнейший контакт с телом: танцевально-двигательная терапия, йога, релаксация, фэйсвелнес, осознанное движение и многие другие.
4. Можно ли «соврать» окружающим о своем внутреннем состоянии, приняв уверенную позу? Может ли поза влиять на внутренние состояние (типа « начинаю улыбаться через силу – становится весело?»)
Поза и выражение лица оказывают сильное влияние на общее состояние, и почему бы этим не воспользоваться? Улыбаться через силу, мы, конечно, советовать мы не будем, а вот не торопясь позволить телу и мимическим мышцам «перетечь» из не ресурсной позиции, приглашая за собой внутреннее состояние – способ весьма действенный. Просто перестаньте усилием воли удерживать ненужный образ, и изменения произойдут сами собой. В искреннюю улыбку включаются не только губы, но и щеки и глаза, а бывает, улыбаешься всем телом. И это приятно.
5. Кто и каким образом делает нас зажатыми? (например, тихий голос бывает у людей, которым с детства запрещали громко говорить – а с телом как?)
Некоторые маски и телесные паттерны нам предлагают родители: дети копируют папу, маму – хмурятся, щурятся, поджимают губы, двигаются определенным образом – это происходит совершенно не осознано и не функционально, многожды повторенная мимическая реакция формирует в теле мышечный зажим, на лице кожа подчеркивает мышечный рельеф морщиной. А в теле, помимо наследственных, психологических историй, и если мы рассматриваем здорового, в целом, ребенка, сутулости и перекосы начинаются со школьного возраста, когда приходится много сидеть. Если бесконечное сидение не балансировать двигательной активностью, и не давать телу жить, в институт уже будет поступать «зажатый» человек. Таким образом, зажатыми нас могут делать очень простые вещи, такие как наши привычки – много сидеть, и мало двигаться.
Александра Налетова – танцевально-двигательный терапевт Мария Дугина – специалист практики Фэйсвелнес, автор проекта BODY LANGUAGE
Авторы: Налетова Александра, Дугина Мария
На вопросы отвечают танце-терапевты: Налетова Александра (Москва) и Спивак Аяна (Торонто).
Про прикосновения. Интервью для журнала Cosmo психология июль 2013г.
Как в нашей культуре обстоят дела с прикосновениями, контактом и дистанцией? Как люди реагируют на них – свободно или зажато?
Вопрос прикосновений тесно связан с психологическими, эмоциональными границами человека и, безусловно, с личной дистанцией – насколько близко я готов подпустить к себе другого человека, насколько я доверяю, как сильна моя потребность в близости с другими людьми, каковы мои страхи по поводу физических прикосновений.
Часть этих установок формируется в результате семейной истории и истории личного развития. Другая часть, безусловно, произрастает в том социуме, в котором человек воспитывался. Нельзя говорить о том, что «все мы, русские, именно такие», но, можно наблюдать некие культурно-исторически сложившиеся способы реагирования на прикосновения.
Часто на сессиях по танцевально-двигательной терапии, мы наблюдаем, что первая телесная реакция на прикосновение другого – уход от прикосновений. Складывается впечатление, что русскоязычных людей объединяет некоторая общая настороженность, порой переходящая в подозрительность, при первых контактах. Можно наблюдать телесное напряжение и стремление увеличить дистанцию. И работа с прикосновениями, как правило, происходит после продолжительной работы группы, когда есть доверие к другим участникам группы.
Прикосновения одна из самых непростых тем в работе танцевально-двигательного терапевта. На физическом уровне эта тема зачастую связана с работой с «весом тела». Именно способность отдавать свой вес другому и принимать вес другого свидетельствует о доверии. И когда, мы наблюдаем за движущимся, мы смотрим, насколько в теле развита способность опираться и отталкиваться, умении отдавать и принимать. Эти навыки в теле очень влияют на разрешение и качество прикосновений. И часто, когда мы переходим из телесной истории в личные истории, то мы много говорим о доверии, не только к другому, но и к себе.
Первый этап работы – это научиться доверять себе, почувствовать свой вес, укрепить свои телесные границы, чтобы потом быть готовым открыто принять другого.
Зато при последующем развитии отношений барьеры нередко рушатся с сокрушительной скоростью – тут вам будут и крепкие объятья на прощанье и троекратные ошеломляющие поцелуи и прочее и прочее… Это чувствуется ,как будто, открывается большой резервуар с готовностью принимать, отдавать, делиться и любить. Наверное, это то, что принято называть «загадочной русской душой.
Интересно, но также можно предположить некоторую зависимость между готовностью к прикосновениям и тем насколько тепло было в том месте, откуда человек (или его семья) родом. Очень похоже, что чем южнее, тем с большей легкостью люди идут на телесный контакт – похлопывание по плечам, как знак дружеского расположения, касания руками, иногда даже ногами. Что бывает странно и неприемлемо для многих «северян». Так что географическое разнообразие России дает нам богатство установок по поводу телесного контакта.
О чем могут говорить прикосновения другого человека? (например, если он в разговоре постоянно трогает тебя за плечо – это одно, а если вы знакомы и он (она) вдруг тебя приобнимает – это о чем-то говорит или необязательно)
О том, как ваш собеседник чувствует собственные и чужие границы . Как правило, прикосновения носят неосознанный характер. Возможно, он вырос в многолюдной темпераментной семье, где было принято обниматься, плакать, открыто выражать свои чувства и не слишком отделять себя от других. А, может быть, это говорит о его повышенном стремлении в близости, эмоциональной и физической.
Бывает и так, что собеседник отдает себе отчет в том, что делает и тогда здесь можно предполагать некоторую манипуляцию. Ведь неожиданное прикосновение кого-то может ошеломить, сбить с толку, заставить беспокоиться и потерять эмоциональное равновесие — а в таком состоянии человек, как правило, теряет способность здраво мыслить, смущенный и захваченный чувствами.
Если для вас важно осознавать что происходит и в чем причина прикосновений собеседника, просто нейтрально прокомментируйте его действия: «За последние пять минут ты уже в третий раз трогаешь меня за плечо. И посмотрите на его реакцию. Возможно, за этим последуют объяснения и истории, открывающие путь для настоящего понимания друг друга.
Можно ли научиться принимать чужие прикосновения без страха и отвращения?
Можно. Развивая в себе доверие к людям и к миру. Работая со своим травматическим опытом (эмоциональное отторжение, физическое насилие) в психотерапии. Занимаясь танцами. Находя каждый день возможность и повод кого-то обнять (не испугав при этом своим неожиданным эмоциональным выпадом).
Например, на детско-родительских сессиях по танцевально-двигательной терапии, мы много уделяем времени для работы с прикосновениями, когда члены семьи учатся чувствовать друг друга через телесный контакт.
В прямом смысле, дети и родители показывают какие прикосновения, они хотят получать друг от друга. И, после такого опыта, мы можем наблюдать, как меняется коммуникация внутри семьи, когда каждый понимает, что нужно другому, какие прикосновения могут его поддержать, какие испугать.
Иногда, бывает, что приходит мама и говорит, что мой ребенок не умеет быть ласковым, его прикосновения очень жесткие, болезненные. И, в процессе работы, вполне может выясниться, что на самом деле, ребенок пытается показать маме через прикосновения, поглаживания, как он любит ее, жалеет. И тогда на телесном уровне мы учим ребенка мягким прикосновениям, как правило, у ребенка просто нет в двигательном репертуаре такого качества движения. А иногда, бывает, то, что мама считает мягким прикосновением, таковым, не является. И, безусловно, этот конфликт вербального и невербального проявления несет с собой не качественную и не эффективную коммуникацию внутри семьи. И за этим, безусловно, стоит целая история семьи, и культура прикосновений, которая там присутствует.
Действительно, можно и нужно, учиться принимать прикосновения, понимая, свою историю, свои потребности, осознавая свои границы, зная, какого качества прикосновения могут вас испугать или наоборот поддержать, сколько времени вам нужно, чтобы начать устанавливать телесный контакт, и тогда вы сможете открыто говорить об этом, устанавливая ясную и точную коммуникацию с другими.
Авторы: Налетова Александра, Спивак Аяна
Танцевально-двигательная терапия с детьми
Детская психология как наука несет в себе самые разнообразные подходы к «правильному» развитию ребенка, но мнения всех профессионалов сходятся в том, что важными критериями психологического здоровья ребенка являются жизнерадостность, спонтанность, творчество, живой интерес к окружающему миру и готовность его исследовать.
В развитии ребенка важен не просто набор знаний. Чтобы ребенок развивался и был психологически, эмоционально здоров, чтобы хорошо развивался интеллект, должна быть заложена хорошая основа в его двигательном развитии.
Детские психологи, специалисты по детскому развитию утверждают – движение для ребенка это естественный способ познания себя и мира, поэтому дети так любят играть, двигаться, бегать и спонтанно танцевать.
Наблюдая за взрослыми, подражая им, имитируя их движения, ребенок учится – действовать, чувствовать, строить отношения с миром. Поэтому роль родителей в воспитании ребенка трудно переоценить, и танцевально-двигательная терапия предлагает замечательные возможности для укрепления связей между родителями и детьми, развития большего доверия в отношениях, установления хорошего эмоционального контакта в семье. Танцевальная терапия может помогать улучшить отношения в семье, поскольку язык тела – универсален, говорить на нем и понимать его может каждый, вне зависимости от возраста, словарного запаса или уровня развития интеллекта. Это тот уровень, на котором возможно настоящее взаимопонимание и близость.
Последние десятилетия много говорят о значимости эмоционального интеллекта, как знания языка эмоций, умения строить коммуникацию с различными людьми, умения сопереживать другому человеку – оказалось, что именно эти способности отвечают за успешность человека и его способность адаптироваться в мире. Детские психологи убеждены, что основа эмоционального интеллекта закладывается в семье – в том, как строятся семейные отношения, как организовано психологическое взаимодействие детей и родителей.
В индивидуальном психологическом развитии ребенка правильное формирование всех двигательных паттернов (привычных, характерных способов движения) – это закладывает основу как физического, так и психологического здоровья ребенка. Все они формируются во взаимодействии со взрослым, и поэтому очень важным пунктом в работе танцевально-двигательного терапевта является построение для ребенка опыта отношений, в которых создается безопасная принимающая игровая творческая среда для развития, с достаточной эмоциональной поддержкой для ребенка.
Танцевальная терапия работает как со здоровыми детьми, имеющими какие-либо психологические и поведенческие трудности, так и с детьми с особенностями в развитии – поведенческими, эмоциональными, неврологическими.